Финансовая политика – это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.
Финансовая политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Краткое содержание
В Российской Федерации
Финансовая политика осуществляется в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию и определяется ежегодно в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ.
На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Финансовая политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования, контрольно-счетных органов.
Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования и обеспечивается системой финансовых планов.
Состав системы финансовых планов
В систему финансовых планов входят составляемые на общегосударственном и территориальном уровнях управления:
- перспективные финансовые балансы;
- сводные финансовые балансы;
Перспективное планирование на всех уровнях осуществляется в целях:
- обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики; прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;
- прогнозирования финансовых последствий реформ, программ;
- определения возможности реализации различных мер в области финансов.
Этот план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержаться данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета.
Сводный финансовый баланс – это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный фин. баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.
Основная задача территориального сводного финансового баланса – определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе.
Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:
- достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;
- точнее определить объемы финансовых;
- сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
- повысить качество бюджетного планирования;
- скоординировать использование финансовых ресурсов;
- изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий;
- наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;
- осуществлять контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов и т.д.
Бюджетное прогнозирование тесно связано со сводным финансовым планированием, является адресным и рассчитано на бюджетный период, т.е. не более чем на год.
Прогноз развития бюджета – комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.
Цель – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.