Деятельность фонда социального страхования регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
Фонд социального страхования РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ и состоит из: региональных отделений; центральных отраслевых отделений; филиалов отделений.
Основным источником денежных средств фонда является единый социальный налог.
Финансовые функции Фонда заключаются в:
- регулировании финансовых потоков;
- аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы государственного социального страхования;
- обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда, нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций.
Краткое содержание
Характеристика фонда социального страхования
Характерной особенностью функционирования системы государственного социального страхования в России является то, что основную работу по назначению и выплате пособий, прежде всего пособий по временной нетрудоспособности, осуществляет работодатель.
Фонд социального страхования РФ и его региональные отделения, являющиеся самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, фактически выполняют организационные и финансово – контрольные функции.
Средства централизованного резерва Фонда направляются на дотации региональных отделений Фонда с целью осуществления расходов по выплате пособий и на проведение оздоровительных мероприятий.
Региональные отделения и центральный аппарат Фонда осуществляет контроль:
- за своевременным и правильным начислением работодателями страховых взносов,
- за целевым использованием страховых средств, обоснованностью назначения и выплат различных пособий, поступлением средств по частичной оплате путевок на санаторно-курортное лечение.
Распределением средств социального страхования на предприятии занимаются руководитель и главный бухгалтер, которые несут ответственность за правильность их использования. При этом рассмотрение спорных вопросов по обеспечению пособиями по социальному страхованию, а также распределения путевок на санаторно-курортное лечение, семейный отдых и т.д. должны осуществляться на этом предприятии комиссией по социальному страхованию.
Функции ФСС
Функции фонда социального страхования с учетом его назначения и решаемых задач:
- выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»);
- обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;
- оплата пособий по беременности и родам;
- пособий при рождении ребёнка;
- пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
- оплата родовых сертификатов;
- доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам;
- доплата за диспансеризацию работающих граждан;
- оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан занятых на работах с вредными и опасными факторами;
- оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей) и др.