Функции управления
Функции управления включают работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов. Общее управление финансами в РФ возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Оперативные функции управления финансами осуществляет финансовый аппарат.
Органы управления
Именно финансовый аппарат является органом управления финансами государства и выполняет основные функции управления.
Минфин РФ – осуществляет функцию по подготовке предложения и реализации мер по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма внебюджетных отношений с субъектами РФ. Участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долго-, средне- и краткосрочную перспективы. Участвует в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной, инвестиционной, налоговой политики; разрабатывает проекты и исполняет федеральный бюджет; проводит с участием ЦБ РФ государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг. Подготавливает предложения по формированию и использованию средств государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов и др.
Министерство по налогам и сборам РФ – проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций (ГНИ) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства; разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и др. налоговых документов; производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях проверки денежных документов, регистров бух. учета, отчетов, планов, смет и др. документов; осуществляет контроль за состоянием инспекторской работы НИ в субъектах РФ.
Учреждения ЦБ РФ – принимают и зачисляют средства, поступающие в доходы бюджетов; распределяют доходы между бюджетами, производит отчисления от поступлений по налогам и другим доходам в местный бюджет; выдают средства бюджетов в пределах сумм, имеющихся на счетах этих бюджетов; ведут учёт доходов и расходов и представляют в установленные сроки отчёты о кассовом исполнении этих бюджетов в вышестоящем учреждениям ЦБ и фин.органам, ведут учёт средств местных бюджетов; производят расчётное кассовое обслуживание учреждений и организаций, состоящих на федеральных, субфедеральных и местных бюджетах; осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств.
Министерство гос. имущества РФ – координирует деятельность соответствующих фед. органов в области управления и распоряжения фед. собственностью; организует и контролирует реализацию программы приватизации; организует учет фед. имущества и ведение его реестра; создает комиссии по приватизации фед. имущества; осуществляет преобразование гос. унитарных предприятий в ОАО; разрабатывает и издает в пределах своей компетенции предусмотренные законом, программой приватизации нормативные правовые акты, регулирующие процесс приватизации гос. имущества и др.
Счетная палата РФ – организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей фед. бюджета и гос. внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджетов; контроль за законностью и своевременностью движения средств фед. бюджета и средств внебюджетных фондов в ЦБ РФ; регулярное представление Совету Федерации и Гос. Думе информации о ходе исполнения фед. бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий и др.
Федеральное казначейство РФ – организация бюджетного и фин. исполнения фед. бюджета и гос. внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы; ведение сводного реестра распорядителей средств фед. бюджета, гос. внебюджетных фондов и фед. внебюджетных средств; управление доходами и расходами фед. бюджета; организация и ведение операций по счету гос. казны; управление и обслуживание гос. внутреннего и внешнего дога совместно с ЦБ РФ; организация осуществления взаимных расчетов между фед. бюджетом и бюджетами субъектов РФ и др.